Меню сайта
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 17
Гостей: 17
Пользователей: 0
Воскресенье, 06.10.2024, 09:36
Приветствую Вас Гость
Главная » 2014 » Май » 24 » Молитва валентину амфитиатрову. А, Право
23:25

Молитва валентину амфитиатрову. А, Право





молитва валентину амфитиатрову

windows-1251 Молитва, Православие, Церковь, служба, треба, обряд, предрассудок У меня последнее время много нехороших, тревожных, болезненных мыслей, они мешают нормально жить и даже спать. По временам становится невыносимо страшно... Что мне делать? Я крещен в детстве, но не считал себя верующим. А сейчас появилось чувство, что надо посетить храм, но не знаю с чего начать...

"Посетить храм" - мысль разумная, но явно незавершенная: все равно как больному "посетить поликлинику". Вот он посетит ее, пройдется по коридорам, посмотрит надписи на дверях и плакаты на стенах, послушает разговоры - а толку?? Ему надо быть на приеме у врача, обнаружить диагноз, получить рецепт на лекарства, купить их в аптеке, принимать их, соблюдать режим лечения, продолжать врачебное наблюдение... - Но всё это, в самом деле, начинается с посещения поликлиники!

Интересно, что все описанные выше этапы медицинского воздействия находят себе замечательную аналогию в религиозном возрождении человека - но это уже другой разговор.

А с чего начать? - Что ж, как пациенты начинают с чтения популярных медицинских брошюр, так и вы можете начать с вопросов и ответов на этом сайте. Я очень сильно больна, 3 года не покидаю квартиры. Исповедовалась, причащалась и соборовалась я в начале марта этого года, первый раз в жизни. Тот душевный подъем, легкость, благодать и спокойствие невозможно описать словами!! И после этого мне полегчало и я даже стала немного выздоравливать, что по медицинским меркам просто невозможно. - Но вот время идет и душа снова загрязняется грехами... Я знаю что рекомендуется исповедоваться и причащаться 4 раза в год. Можно ли так скоро пригласить батюшку для совершения этих таинств? Просто у меня в начале июня день рождения, мне исполнится 18, и вновь обретенная душевная чистота была бы для меня самым большим подарком.

Прежде всего, исповедоваться и причащаться следует гораздо чаще, нежели четырежды в год - особенно молодой девушке, особенно в болезни. О этом настойчиво говорят все авторитетные лица в нашей Церкви, в частности Святейший Патриарх Кирилл. Указание на чертырехкратное Причащение в течение года относится к позапрошлому столетию, когда церковная жизнь подвергалась трагическим искажениям.

Отсюда и ответ. Разумеется, раз вы больны и не покидаете своей кватиры, вы должны пригласить священника для исповеди и Причащения. Но стоит подумать и о другом: быть может, вам самой лучше добраться до церкви, участвовать в совершении Божественной Литургии? Автомобиль и инвалидное кресло практически всегда дают такую возможность. Судя по вашим словам, это откроет вам прямую дорогу к исцелению. Да поможет вам Господь! В конце Литургии священник погружает в Кровь Господню частицы, вынутые из просфор на проскомидии о здравии и об упокоении. Я не понимаю, какая польза от этого тем, за кого эти частицы вынимались? И приносит ли это пользу живым, если наши грехи прощаются только в Таинстве Покаяния?

Разрешение вашего недоумения - не в каких-то формальных "юридических" тезисах (чем прославился с недоброй стороны римо-католицизм), а в понимании того факта, что молитва - это усилие любви, подвиг любви. В данном случае это подвиг всей полноты Православной Церкви, в лице священника, совершающего Литургию, ради поминаемых на проскомидии людей. Чин, форма этого действия диктуется не какими-то логическими построениями (в любом случае они появились гораздо позже самой Евхаристии!), а живым Преданием Церкви: так молились, так совершали Евхаристию отцы и отцы отцов...

Помните, что жизнь богаче любых формул и определений, жизнь Церкви - тем более. Если цель Божественной Литургии состоит в причащении Святых Христовых Тайн, то какой смысл в пребывании на службе, если я не готовилась к Причастию? С другой стороны, я бы и рада была бы причащаться хоть каждую неделею, да нельзя. Это невозможно для обычной грешной земной женщины. Исполнять все предписанные в молитвослове указания о подготовке к Причастию каждую неделю нереально.

Вы совершенно правы, "пребывание" на Литургии бессмысленно без участия в ней, а участие направлено на приобщение Св. Тайн. Поэтому каждый верующий должен организовать свою жизнь так, чтобы Причастие стало неотъемлемой нормой. Даже если вы в данный день не причащаетесь, ваша молитва должна быть единой со всеми и вести вас к Св. Дарам в ближайшее время.

Но вы категорически и принципиально неправы, говоря: "Я бы и рада была причащаться хоть каждую неделею, да нельзя. Это невозможно для обычной грешной земной женщины" - Это ересь, распространяемая сектантами под маской Православия: что вы, дескать, - "обычные грешные земные", а мы, духовенство, якобы из другого теста сделаны, особенные, небесные, безгрешные...

Изложенные в молитвослове "Правила подготовки" исходят из глубоко ошибочной практики ежегоднего причащения. В прошлом это было бедой Русской Церкви; а сегодня они нужны для тех, кто приходит в Церковь в первый раз или после долгого перерыва... - Но к вам, очевидно, всё это не относится.

Реальные правила подготовки прихожан к Св. Причастию определяются священником индивидуально для каждого верующего, с той целью, чтобы максимально приблизить их к Евхаристии, а не оттолкнуть. Об этом следует спросить священника на исповеди. Мне смертельно опасен алкоголь даже в мизерных количествах. Как же теперь принимать причастие, если этот обряд предполагает употребление смоченного в вине хлеба и запивание его опять же вином, хоть и разбавленным?

Прежде всего уясним, что это не "обряд", а Святое Таинство, и что под видом хлеба и вина мы принимаем в себя Живого Бога... - И на этой основе безусловно найдем приемлемые решения.

Надо по возможности рассказать о своей ситуации священнику, который совершает Литургию и причащает народ - чтобы он принял необходимые меры. Лучше всего это сделать заранее, перед Литургией - но в больших приходах, где причащаются сотни людей, это навряд ли возможно. А прямо перед Чашей объясняться со священником тоже не всегда получится. Отсюда вывод о выборе храма и священника.

О каких же практических мерах может идти здесь речь?

1) Запивать Св. Дары вином нет совершенно никакой необходимости: попросите воды, а на крайний случай имейте с собой сосуд (термос) с чистой теплой водой. Спросят прислуживающие - скажете: "Мне вина нельзя" - а подробностей им не сообщайте, только священнику.

2) Наиболее простой шаг со стороны священника - дать вам из Чаши частицу Св. Даров особо малого размера: если мы осознаем смысл Таинства Евхаристии, то количество потребляемого вещества не играет для дас никакой роли.

3) Если даже минимальный объем алкоголя представляет для вас опасность, вас можно причащать запасными Дарами, которые хранятся на Престоле в дарохранительнице: они высушены, и алкоголя в них вообще нет. Но запасными Дарами священник может вас причастить только после окончания службы, поэтому потребуется предварительная договоренность.

4) На особый случай (к вам он, скорее всего, не относится) мы причащаем верующих под одним видом - только Св. Крови или только Св. Тела. Есть, например, люди, не переносящие дрожжевого хлеба, даже сухого, ни в каких количествах. И младенцев тоже причащают одной только Св. Кровью.

Как видите, Господь никого не лишает Своих Даров! Готовилась к исповеди и причастию, да вот сломала руку, правую. Наложили гипс - руку поднять не могу, мне никак не перекреститься. Свечу тсже правой рукой не поставить. Можно ли мне идти к исповеди? Церковь не близко, приеду, а священник не позволит?

Разумеется, можно и нужно. Если "священник не позволит" - рекомендую сообщить об этом прискорбном (для священника) факте епархиальному Архиерею. Что такое Причастие в осуждение? И как может быть Причастие тайно отнято ангелами? По-моему, это очередное суеверие.

Ответ вы получите, как это часто бывает, из литургического источника. Вспомните молитву, которую священник читает (от вашего имени), стоя со Святой Чашей на амвоне, вспомните икону Тайной Вечери, которую вы видите в этот момент над Царскими Вратами: и там, и там фигурирует один и тот же евангельский персонаж, Иуда.

Причастие в осуждение - это причастие Иуды. Вместе с другими одиннадцатью апостолами он принял Св. Тело и Кровь - после чего предал Спасителя и погиб.

Бывает ли такое в наше время? Представьте себе (а такое, увы, случается), что кощунник, сатанист, колдун, сектант и т.п. приходит в большой храм в воскресный день, когда сотни людей причащаются Св. Даров. Ему ничего не стоит подойти к Чаше и причаститься: никто его не задержит... Возникает прямая необходимость изъяснить, что происходит в этом случае. И надо признать, что Таинство не совершается, что указанный тип получит с Лжицы кусочек хлеба и капельку вина. Куда и когда исчезают Св. Дары?? - Картинка с ангелом вполне адекватно отражает случившееся. Как часто следует исповедоваться и причащаться, чтобы это не было автоматически или, наоборот, слишком редко?

На такой вопрос нет и не может быть общего для всех единообразного ответа: каждому необходимо советоваться об этом со священником, хорошо знакомым с ним и с обстоятельствами его жизни. Обычной следует признать частоту Св. Причастия от еженедельного до ежемесячного. Также заметим, что тех случаях, когда священник и диакон служат седмичную череду, они, соответственно, причащаются Св. Тайн ежедневно. Далее: --> Молиться ли иконам? У меня на столе стоят три иконы. Могу я их оставить на столе, или лучше убрать? Ведь я за ним иногда обедаю, смотрю фильмы на компьютере. Не будет ли это грехом, кощунством?

Ответ зависит от того, что именно вы делаете за вашим столом. Нарушаете ли пост за обедом? Смотрите ли непотребщину, пошлость и дурь?

Если нет - то в чем может быть грех?? А если да - то, конечно, грех, кощунство самое настоящее. Впрочем, это кощунство совершенно не зависит от того, где у вас расположены иконы... К нам привезли реликвию - кресло, в котором любил отдыхать святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Люди прикладываются к святыне - а в Интернете потешаются, издеваются над этим. Удивительно...

Иногда говорят, что если бы, мол, Христос пришел сейчас на землю, все люди бы побежали за Ним вприпрыжку... Это вздор. Как распяли Его тогда, так и продолжают распинать сейчас.

Почему? Потому что Бог есть любовь, а дьявол, соответственно, ненависть. И как христианин живет любовью к Богу и к ближнему, так анти-христианин живет ненавистью.

Ненависть нуждается в постоянной подпитке. И вот вам пример: упражнение в ненависти, прямо по Оруэллу, "Five Minutes Hate", - в связи с почитанием святыни, вещи, принадлежавшей святителю Иоанну Шанхайскому.

Ненавистники не знают его - и узнать не могут: у них давно атрофировалась соответсвующая функция души. Но ненавидеть могут, как паразиты, питающиеся плотью и кровью здорового организма.

Когда человек целует платок своей умершей жены, или портрет погибшего сына, или прядь волос убитой дочери, у них это вызывает только скотский гогот и реплики сексуально-финансового направления: ни на что иное они не способны.

Решительно та же реакция и данном случае. Удивительно?? - Отнюдь. В богослужениях и молитвах мы часто обращаемся к самому Кресту Господню, хотя это неодушевленный предмет. Как можно ему молиться?

Разумеется, к неодушевленному предмету невозможно обращаться в молитве. В молитвах мы как правило обращаемся к распятому на Кресте Господу Иисусу, хотя и говорим о Кресте. Эта фигура речи называется метонимией; в той или иной форме она нередко встречается в православной гимнографии (о чем шла речь в беседе с инославными).

Иногда, впрочем, нас подводит неточное понимание некоторых слов и выражений. Так, например, когда мы читаем: "Радуйся, Кресте Господень", мы вовсе не предлагаем деревянному кресту испытать чувство радости. Слово "Радуйся", хорошо знакомое нам по акафистам, - не что иное как обычное греческое приветствие. В точности так же мы говорим по-русски "Здравствуй, солнце", не имея в виду пожелать доброго здоровья небесному светилу... Какую форму должен иметь православный крест?

Нет такого предмета, "православный крест".

Точнее, эта распространенная фраза, означает следующее: "Форма Креста (Распятия), более или менее соответствующая принятым в (Русской) Церкви в настоящее время обычаям". Заметьте, не догматам и не канонам.

Конечно, когда сектанты-иеговисты утверждают, что под словом "крест" надо понимать "столб", вопросов никаких нет - но на то они и сектанты. А если мы находим какие-либо небольшие особенности, мы ни в коем случае не должны воспринимать их как "улику неправославности": таким трюком дьявол пытается закрыть нам глаза на существо нашей Святой Веры.

Еще о крестах - послушайте отрывок из лекции о. Андрея Кураева (всего 3 мин.)

Почему православный русский крест - обязательно восьмиконечный?

Прежде всего, совсем не обязательно: восьмиконечный крест - лишь одна из обычных его форм. Присмотритесь: многие священники носят на груди не восьмиконечный, а четырехконечный крест.

Форма креста - вопрос не догматический, а исторический и эстетический: истолкования и объснения могут быть довольно разнообразными. Верхняя перекладина креста воспринимается как надпись, сделанная по указанию Пилата над головой Спасителя, нижняя - как опора для Его ног (чему есть археологические подтверждения). Почему она скошена? - На некоторых иконах Распятия вы увидите нижнюю опору, выступающую вперед, так что в плоском изображении креста она становится скошенной. Другое объяснение - отзвук древних споров об истинности или видимости страданий Христа: наклон символизирует мучительную агонию, в которой Он был перед смертью. безбожнаго обрядоверия, душепагубнаго формализма, языческия льсти, предрассудков и суеверий, да не буду ктому посмеяние диаволу, да не возомню Тя, Творца, Спасителя и Судию моего, подобием некоего бесовскаго идола, от негоже колдуны и ведьмы посредством чародейских обрядов суетную выгоду на погибель себе и ближним улучают, обаче научи мя зрети моя прегрешения, исправляти таковыя без промедления и лености, и любити Тя всеми силами души моея, якоже и ближняго моего, да во Святых Таинствах Православныя Церкви сподобиши мя обрести дары Твоея благодати во избавление от зол, бед, вражды, тревог и напастей, во оставление грехов, в радость, просвещение и жизнь вечную. Аминь". [Земной поклон]

Читать ежедневно 49 раз, или пока не дойдет. Друг попал в аварию, в очень тяжёлом состоянии. Скажите, пожалуйста, кому надо сейчас молиться, с какой молитвой просить помощи?

Чтобы ваша молитва была действенной, вам надо сблизиться с вашим страдающими другом, стать рядом с ним - как Христос стал рядом с нами. Но как это сделать? Вы ведь не в больнице, здоровы телом и душой... Значит, вспомните о той страшной опасности, которая угрожает вам здесь и сейчас! Пользуясь вашим смятением, тревогой и болью, сатана пытается внушить вам вместо живой горячей молитвы к Живому Богу и Его святым угодникам - и личной, и общецерковной, на Литургии или на молебне, - какие-то особые ритуалы, хитрые приемы: столько-то раз поклониться, зажечть столько-то свечек перед такими-то иконами или мощами в таких-то монастырях, "вычитать" столько-то акафистов и канонов - и всё якобы будет в порядке... Иными словами, отрывает вас от Христа и Церкви, убивает вашу веру, вашу душу.

Осознайте весь ужас грозящей вам опасности! - Теперь у вас есть верный импульс к молитве, как о себе, так и о вашем друге. Можно ли брать плату за совершение соборования?

Взимание платы за совершение Таинств, за молитву (в отличие от добровольных пожертвований) - тягчайшее церковное преступление, называемое симонией. К сожалению, оно у нас не до конца изжито с советских времен. Святейший Патриарх Алексий напомнил недавно об этом примерно в таких словах: "О платах за требы всё уже сказано, кто не понял - пусть пеняет на себя. Христос изгнал торговцев из храма бичом, и мы сделаем то же самое".

В одном храме я подала записку о поминовении живых и усопших членов своей семьи. Мне сказали: "Платите 650 рублей", - а у меня нет таких денег... Как надо поступать в таких случаях?

Очень просто. Скажите: "Вычеркните, пожалуйста, имена, которые вы записали. Я шла в православный храм - дом молитвы, а попала, очевидно, в вертеп разбойников". После этого развернитесь кругом и идите прочь, в другой храм. Неужели вы думаете, что Господь Бог ждет от вас записки с чьими-то именами, которая, вместо свидетельства общей молитвы, становится квитанцией за ваше соучастие в церковном преступлении - торговле святыней, симонии??

Если мы перестанем закрывать глаза на зло и делать вид, что оно нас не касается, эта зараза быстро исчезнет. См. "Как обратиться за помощью". Почему в церквах всегда идет торговля?

Торговля - средство обогащение торгующих, и в церквах ее не бывает. Бывает продажа свечей, книг и церковной утвари - то есть средство помощи, духовного просвещения и сбора материальных пожертвований на саму Церковь. Покупая товары, особенно книги, в церковных ларьках и магазинах, люди открывают для себя духовные сокровища Церкви и в то же время поддерживают её деньгами. Священник назначил мне епитимию за грех - совершить в храме, прилюдно, 40 земных поклонов. Я знаю, что заслужила такую епитимию, но мне будет очень стыдно. Тем более, что в нашем храме всегда много людей. Можно ли просить батюшку о смягчении епитимии или нужно перебороть себя и выполнить назначенное? Правомерно ли назначать такие прилюдные епитимии?

Насколько можно видеть из вашего собственного письма - да, правомерно!

Вы ведь приняли этот факт очень всерьез, он для вас стал неким важным событием, испытанием, - а это, очевидно, и было целью священника, у которого вы исповедовались. И цель достигнута.

Я бы не стал его ни о чем просить, поскольку у вас есть все возможности сделать указанные вам поклоны (иногда бывает, что налицо какие-то объективные препятствия - тогда другое дело). Почему бы вам не совершить 40 поклонов в храме, перед лицом Самого Господа?? - А если кто-то начнет любопытничать, спрашивать вас, почему вы это делаете, совсем не надо вдаваться в подробности: просто скажите, как вы написали в этом письме: я провинилась и исполняю епитимию. Будут настаивать - найдите простые, вежливые, но четкие слова, чтобы отразить чужое любопытство. Священник дал мне епитимию - ежедневно читать на коленях Покаянный канон. Я выполняла это, но сейчас ко мне приехали близкие и я смущаюсь.

Такое бывает довольно часто. Подумайте: чего смущаться? Вы делаете что-то плохое, постыдное? - Разумеется, нет! А если это кому-то непривычно, если кто-то другой смущается... что ж: наверное, Господь не зря привел гостей в ваш дом, чтобы их чему-то научить!

На эту тему - как важно исповедание веры перед людьми - есть знаменитый отрывок из "Бесед на Евангелие от Марка" свт. Василия Кинешемского.

Итак, благодарите Господа: он дал вам вместе с подвигом покаяния дополнительный подвиг исповедания Его святой веры, подвиг помощи ближним. И с чистым сердцем, со спокойной совестью, продолжайте свое дело. Когда мне задают вопрос о моей вере, я смущаюсь. Я верю в Бога и стараюсь быть православной, но на сегодняшний день стараний и духовных подвигов моих не достаточно, чтоб твердо и решительно заявлять, что я такая. Я стремлюсь к этому, но говорить, что я православная, не решаюсь...

Напрасно.

Чьих же "подвигов", по-вашему, достаточно?? - Представьте себе человека, который бы заявил (хотя бы самому себе, а то и публично): "Моих подвигов достаточно, чтоб твердо и решительно заявлять..." - Думаю, каждому понятно, что "достаточность собственных подвигов" служит только одному: дикой, беспросветной (и безнадежной) гордыне.

Жизнь - это не состояние, а процесс. Поэтому помните слова апостола: "Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая прошлое и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе", - и смело несите служение евангельской проповеди. Какой смысл освящать дома, квартиры и другие места? Ведь Бог - это дух, Он везде...

Бог - действительно Дух, но человек - не дух. Человек состоит из души и тела, живет и движется к спасению одновременно в духовном и материальном мире. Поэтому и необходимо соединять физические, материальные действия с духовными.

Верно, что духовная, невидимая сторона нашей молитвенной жизни и богослужения важнее, чем внешняя, видимая. Но обе они направлены к одной и той же цели, причем внешняя устроена так, чтобы направлять, поддерживать внутреннюю. К сожалению, люди этим часто пренебрегают и даже иной раз идут на обман, вольно и невольно уклоняясь от полноценного богопочитания. Вот, например, что пишет нам учительница из Белоруссии:

"...Наш директор четыре года боялась освятить школу. И если бы не эпидемия менингита, которая осенью была в Минске, так бы ее и не освятили. А тут, видя, что ни одноразовая посуда, ни очищенная вода в каждом классе, ни швейцарские дозаторы с жидким мылом и бумажными полотенцами, ни постоянная дезинфекция хлоркой не помогают, она вызвала меня и сказала: "Давай освятим школу, я уже не знаю, что делать. Дети продолжают болеть". Школу освятили, дети перестали болеть, и на педсовете зимой громко заявили, что на 65% снизилась заболеваемость детей благодаря одноразовой посуде и туалетной бумаге". Друзья меня попросили принести им святой воды, чтобы омывать личико некрещеного ребенка (ему 2 года, крестить собираются через год)? Можно ли это делать?

Формально говоря, можно. Но помните, что младенец входит в Церковь как составная часть своей семьи, по вере родителей. А что же родители, что же их вера?

Вот вы и спросите: "Если вы верите в Бога, в его Святую Церковь, то почему не крестите ребенка? А если не верите, то зачем вам святая вода??" И прочтите им знаменитый стих 3Царств 18:21 -

"И подошел Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова". На Крещение я без лишних мыслей освятила воду из-под крана. Для моей мамы Крещенская вода - не святыня, она показывает мне статьи о вредности воды из-под крана и настаивает, чтоб я не пила эту воду, а вылила ее. Но разве Крещенская вода может быть вредной?

Мысли-то были совсем не лишние. Если бы вы их от себя не гнали, то поняли бы, что воду освящает служащий священник, которому на то дана благодать в Таинстве хиротонии и санкция правящего Архиерея, в соответствующем уставном богослужебном чине, - а не вы, и не из-под крана, и не без мыслей. Вопрос тем самым закрыт, как водопроводный кран. Если я прохожу мимо одного и отого же храма несколько раз в течение дня, нужно ли каждый раз креститься?

Почему бы и нет? Что это, обременительно, стеснительно, неприятно? - Прочитайте заметку "Исповедание и отречение" - выдержку из "Бесед на Евангелие от Марка" свт. Василия Кинешемского. Скажите, когда надо становиться на службе на колени, и когда делать земные поклоны? Я прочел на одном православном форуме, что становиться на колени - вообще не православная традиция. Однако у нас в церкви многие стоят на коленях во время службы, особенно во время Великого Поста.

Надо различать cтояние на коленях (чего некоторые авторитеты не одобряют) от земного поклона (что принято всеми без исключения). Однако нигде, насколько я знаю, не указано, какой длительности должен быть земной поклон... И, разумеется, хорошо известен возглас диакона на вечерне в день Святой Троицы: "Паки и паки, преклоньше колена, миром Господу помолимся".

На отмену коленопреклонений в воскресные дни и в период от Св. Пасхи до Пятидесятницы указывают авторитетнейшие церковные источники - Правила Вселенских Соборов (Первого и Шестого). Сведения о преклонении колен в те или иные моменты богослужений можно найти в книге "Богослужебных указаний", которую каждый год издает Московская Патриархия. Из этого документа, а также из практики богослужений, можно сделать вывод: помимо общепринятых поклонов во время молитвы прп. Ефрема Сирина и некоторых других молений великопостных служб, стояние на коленях и земные поклоны перешли с уровня правила на уровень обычая, который подвержен значительной изменчивости.

Как ответить на первоначальный вопрос? Очень просто: посмотрите на окружающих. Если все стали на колени - становитесь и вы. Если никто не стал на колени - не становитесь. Если одни стали, а другие нет - поступайте по своему усмотрению. Одна только мысль об исповеди причиняет мне больше боли, чем сокрушение о грехе. Не могу я чужому человеку, даже зная что он - только посредник, рассказывать то, что не в состоянии даже себе наедине, даже шёпотом рассказать.

Не надо смотреть на исповедь как на допрос с пристрастием, как на некое испытание, экзамен. Наоборот: исповедь (причем регулярная, не однократная) - это общее молитвенное усилие, ваше и священника, направленное на обретение и укрепление Христовой любви, на которое Господь отвечает Своей Благодатью (т.е. даром). К нему добавляется дополнительная возможность - поделиться со священником, при условии полной тайны, такими мыслями и фактами, которые при других обстоятельствах не разглашаются.

Точнее вместо "посредник" сказать "помощник" и "свидетель". Свидетель должен быть беспристрастным, и свое человеческое мнение ни в коем случае не навязывать вам, а лишь откликнуться, поделиться опытом и советом - так, чтобы в общей молитве прояснилось истинное положение дел. - И нередко бывает, что человек сам себе не способен что-то сказать, а исповедь помогает ему проясниить ситуацию и сознание. "Какой иконе...") Дьявол стоит рядом и хохочет, действительно как Мефистофель на оперной сцене: прощай, Спаситель и Евангелие, прощай, покаяние и просвещение; добро пожаловать, язычество и магия!

Кто-нибудь возразит: почему бы просто не ответить на вопросы про литургию, помянники, антидор и артос? Священник, однако, обязан смотреть несколько дальше. Требуется подробный, глубокий ответ с объяснением губительности невежества и обрядоверия, а краткие формальные сведения только утвердят людей в их грехе и принесут один вред.

По опыту добавлю: те, кто поражен недугом обрядоверия, очень часто страдают патологическим упрямством: они всё знают гораздо лучше вас, и объяснять им что-либо - понапрасну сотрясать воздух. Причины тому достаточно глубокие, и здесь мы их обсуждать не станем: просто посочувствуем этим людям, помолимся о них.

А ответ такой: читайте книжки. Читайте прежде всего Евангелие, а кроме того - "Впервые в храме", "Церковные Таинства", "Закон Божий", "Жития Святых" и множество других полезных книг и брошюр, которые сегодня продаются в любом церковном или книжном ларьке. Приходите на исповедь, кайтесь в обрядоверии, исправляйтесь, и да поможет вам милосердный Господь. Я крещена в Православии, но храм не посещаю, потому, что как-то страшно, я не знаю как себя вести в церкви, боюсь, что-то не так сделать. Познакомилась с молодым человеком на православном сайте знакомств, провстречались 3 месяца и я поняла, что полюбила его... Неожиданно он пропадает, как позже оказалось, он ушел в запой. Подскажите, пожалуйста, как я могу ему помочь. Он все осознает, все понимает, но говорит, что ему не хватает поддержки.

Если вам "как-то страшно" в православном храме, если вы "боитесь что-то не так сделать", то навряд ли вы способны помочь ближнему, оказать реальную поддержку больному алкоголику. Вам тоже станет "как-то страшно", и вы бросите его в самый нужный момент.

Вот, чтобы этого не произошло, учитесь Православию, входите, врастайте в христианскую жизнь и молитву, знакомьтесь с Евангелием, с Церковью, с Христом - и тогда сможете стать для него поддержкой. Объясните пожалуйста, зачем нужно креститься во всемя службы, почему это надо делать так часто, после определенных молитвенных слов священника и хора?

Как мы уже многократно видели на этой странице вопросов и ответов, и как хорошо известно математикам, многие с виду сложные задачи находят прозрачное решение, если их обобщить, переформулировать в более общих терминах. Итак, почему во время служб в храме надо кланяться? петь? смотреть на иконы? читать молитвы? почему священнослужителям надо облачаться в особые одежды? кадить? произносить ектении? совершать священнодействие Св. Евхаристии? Зачем вообще строить храмы и ходить туда? Зачем нужны богослужения и обряды?...

Ответ проясняется сам собой. Мы живем на этой земле, в материальном мире, и мы устраиваем свою материальную жизнь (в т.ч. и храмы, и обряды, и иконы, и крестное знамение, и многое другое) так, чтобы наилучшим образом содействовать своему сближению с Богом, фокусировке на молитве, на евангельской реальности, на Личности Спасителя и на Его святых - то есть нашему восхождению от земли к Небу. Я прочитала, что отец Валентин Амфитеатров рекомендовал своим духовным детям «хорошо все перекрестить, что начинаешь есть, но при народе это делать не надо — мысленно можно перекрестить». Значит при людях не надо крестить пищу?

Как видно, и до революции (о. Валентин скончался в 1908 г.) ненависть ко Христу достигала такой силы, что приходилось свою веру прятать от людей... Неудивительно поэтому всё то, что произошло в нашей стране после 1917 г. под властью коммунистов!

Сегодня, в нормальных условиях жизни, в условиях восстановления христианства, от нас требуется обратное: открытое исповедание веры как средство христианской миссии. Читайте, что писал на эту тему еще до революции свт. Василий Кинешемский. Не знаем, как наладить у себя церковное пение. У нас постоянные конфликты с регентом. Храм небольшой, постоянного священника нет, она понимает, что незаменима, с певчими ведеёт себя деспотично, Приходскому совету демонстративно не подчиняется...

Что главное в приходском церковном пении? - никто точно не знает. Молитвенность? Благозвучие? Уставная точность? А я бы ответил так: Главное - верующие и молящиеся люди. Иными словами, необходимо уяснить себе, что именно тебуется для данного прихода, для данного конкретного состава молящихся - как церковное пение поможет их церковной молитве - и донести эти требования до регента и хора. Именно так можно трактовать слова Апостола: "Все благообразно и по чину да бывает".

В вашем письме бросается в глаза фраза "она понимает что незаменима". Такое случается в частной компании или в учреждении (и то недопустимо, как вам скажет любой руководитель), но на приходе таким отношениям абсолютно не место. Незаменим Христос - и более никто. Надо сделать выводы. На приходе наверняка есть люди с нормальным слухом и голосом, с нормальной верой в Бога и любовью к ближнему, и будет гораздо лучше без такого "незаменимого" регента. Все чаще слышу о том, что пожилые люди просят священника, чтобы собороваться. Я в церковь не хожу и в молодости не ходила. Объясните, пожалуйста, что это за соборование, для чего?

Очень радует, что вы слышите об этом всё чаще: значит, люди всё глубже воспринимают христианскую веру, всё серьезнее относятся к следованию христианскому образу жизни. Но жаль, что вы, как вы пишете, в церковь не ходите и не ходили: это, кроме всего прочего, помешает вам понять ответ на ваш собственный вопрос…

Человек – это единство души и тела, единство материальной и нематериальной природы. Наше спасение – ради которого Бог становится Человеком, приходит в этот мир, живет среди нас, принимает смерть и воскресает – включает в себя обе стороны нашего бытия, исправляет их, восстанавливает норму.

Таинство Соборования изначально направлено на телесную сторону нашей жизни, на получение Божией помощи в болезни. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне, – читаем мы в Послании Апостола Иакова, – И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он совершил грехи, простятся ему». Буквально по словам Апостола, Церковь с древнейших времен совершает это Таинство, иначе называемое Елеосвящением или Елеопомазанием (не путайте с помазанием елеем в храме на всенощной).

Однако здесь проявляется связь телесной и духовной жизни: в той или иной мере, прямо или косвенно, любая болезнь связана с грехом, с искажением человеческой природы. Поэтому Апостол и пишет о прощении грехов; поэтому Соборование всегда предваряется Таинством Исповеди. Сколько раз можно соборовать больных и здоровых?

Больных соборуют однократно в течение болезни, т.е. если человек выздоровел, а после снова заболел, то его снова можно соборовать. Что же касается так называемого "общего соборования", совершаемого над практически здоровыми людьми, то это особая, сравнительно недавняя практика, и обычаи могут быть различными. Общее соборование совершается в храмах в дни Великого поста; каждый верующий участвует в этом Таинстве, как правило, лишь раз в году, хотя совершать его нередко приходится несколько раз, чтобы все желающие могли принять в нем участие. Почему не помогают записки, подаваемые в храме для поминовения о здравии?

Молитва - а записки о здравии суть не что иное как форма общей молитвы - не таблетка аспирина. Следует об этом помнить. Молитва о ближнем - это наше усилие помочь ему, проявление и развитие нашей любви. Состояние больного и наша молитва о нем не связаны прямой причинно-следственной связью. Такие связи устанавливаются либо врачами, при помощи средств медицины, либо колдунами - при помощи сил, о которых они не любят распространяться.

Искренняя, усердная, чистосердечная молитва помогает всегда - однако состав и время этой помощи определяется не людьми, а Богом. Одному лишь Ему известно, какая именно помощь полезнее всего для каждого из нас на каждом повороте нашей земной жизни. Мне говорили, что надо в обязательном порядке вычитывать все утренние и вечерние молитвы. Но ведь Христос сказал, что кто долго молится, тот уподобляется язычникам... Утренние и вечерние молитвы я читаю невнимательно, плохо их чувствую и не понимаю, например, "Царю Небесный". Как мне собраться и молиться сознательно, от души?

Чтобы не уподобляться язычникам, мы должны сделать молитву не вычитыванием, а голосом любящего сердца. В личной молитве нет и не может быть внешнего, формального устава, но требуется самодисциплина. Поэтому, лучше назначить себе время для молитвы, а не перечень, назначенный для "вычитывания".

Молитвы надо выбрать те и столько, чтобы принести себе наибольшую духовную пользу. Они должны быть близки и понятны вашей душе, и именно эти молитвы надо читать в первую очередь, на них концентрировать внимание. Ведь никто не может диктовать вашему сердцу, какими словами обращаться ко Господу: можно только советовать, советы эти весьма разнообразны, а выбор за вами...

Но в то же время необходимо понемногу разбирать содержание молитв, которые вы "плохо чувствуете и не понимаете" - причем не столько из молитвослова, сколько из богослужений. К примеру, "Царю Небесный" - эта молитва входит во все православные богослужения, это стихира праздника Святой Троицы, и каждый верующий, разумеется, должен ее отлично понимать и чувствовать сердцем. Когда речь заходит о некоторых других молитвах из молитвослова, их направление и смысл могут быть не столь наглядны... И в любом случае вам на пользу пойдет совет опытного и грамотного священнослужителя. Почему православные пользуються молитвословами? Разве молитва - это не плод нашего творчества, разве она не должна идти из сердца?

Подумайте о людях самых творческих профессий: на чем строится их творчество? Представьте себе инженера-конструктора, которому запрещают пользоваться известными техническими решениями, или студента консерватории по классу композиции, которому не разрешают исполнять произведения великих музыкантов - и вы увидите всё безумие сектантских возражений против молитвословов. Сектанты упрекают православных в том, что мы молимся "по бумажке", т.е. читаем молитвы по книжке. Можно ли молиться своими словами?

«Можно ли молиться своими словами?» – спросил телезритель у митрополита Кирилла, будущего Патриарха. «Да, можно, – ответил Владыка, – и не только можно, но и нужно. Потому что молитва – это живое общение человека с Богом. И Богу мы должны поверять в молитве то, что у нас на душе. С Ним мы должны разделять опыт нашей жизни, просить Его совета, Его благословения, Его помощи. Многообразие нашего жизненного опыта невозможно вместить в текст тех молитв, которые мы знаем. Поэтому молиться своими словами нужно. Не просто можно, а нужно».

Молитвослов дает нам образец личной молитвы, открывает нам молитвенный подвиг святых подвижников, прошедших по земному пути впереди нас и давших нам примеры святости, богомыслия и богообщения. А следовать этим молитвенным примерам, совмещать молитвы святых и свои собственные, – уже дело каждого из нас в отдельности. В Евангелии (Мф.6:13) молитва "Отче наш" заканчивается словами "яко Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь". В церкви мне сказали, что эти слова нельзя мирянам читать. Почему? Без них эта молитва кажется незаконченной, как топором обрубленной. Я всегда в смущении от этого.

Откуда берутся суеверия, предрассудки, ереси, секты?... Не отсюда ли, из легковерия, наивности, готовности принять на веру любой вздор, который впихнут вам в уши?...

Как может быть, чтобы слова, сказанные Спасителем, зафиксированные апостолом и записанные в Св. Писании Нового Завета, нельзя было вам читать?? - Подумайте!

А всё дело-то в том, что при богослужении возглас "Яко Твое есть Царство..." дает священник, в ответ чтецу, дьякону или хору на чтение или пение "Отче наш". Ваша же личная молитва - на ваше личное усмотрение. Как правильно вычитывать правило, если у нецерковных мужа и родных шепот и продолжительность молитвы вызывают негодование и осуждение, а жилищные условия не позволяют молиться в уединении?

Как правильно?... Если мы правильно отнесемся к самому этому слову «правильно», если сопряжем его с родственными ему правдой и праведностью, если мы увидим источник, смысл и цель наших правил, польза будет огромная. Но для этого надо смотреть внимательнее и думать усерднее, чтобы не останавливаться на формальных инструкциях и чьих-то произвольных указаниях. Давайте попробуем.

Итак первое. Правильно вычитывать невозможно: одно напрочь противоречит другому. Профессор А.И. Осипов заметил как-то, что его бросает в дрожь от одного этого слова. И недаром. Откройте Святое Евангелие и проверьте себя: подходит ли это понятие к тому, что говорил о молитве Спаситель?... Вычитывает лучше всего магнитофон: если так, то он, по-видимому, и пойдет в Небесное Царство вместо нас. Чтобы этого не произошло, давайте будем не вычитывать, а молиться.

Теперь второе: как же правильно молиться? – С тем же успехом можно спросить: а как правильно жить? Понятно, что жить и молиться надо так, чтобы стать ближе к Спасителю, чтобы больше любить Его и наших ближних. Но пути и судьбы людей уникальны, неповторимы. И в отличие от общественного богослужения, для личной молитвы нет и не может быть единого для всех строя и чина. Вот что, например, пишет об этом свт. Феофан Затворник: «Правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его… Имейте свободу в отношении к нему. Будьте госпожою его, а не рабынею». А совет о выборе личного молитвенного правила каждому из нас, применительно к нашим способностям и обстоятельствам, даст священник на исповеди.

И третье: нужен шаг навстречу вашим близким, особенно мужу. Они должны почувствовать вашу заботу, вашу печаль об их «негодовании и осуждении», вашу волю к добру и миру. Молиться можно по-разному: долго или кратко, шепотом, вслух или про себя, вместе со всеми или отдельно, но пусть ваша молитва – как и вся ваша семейная жизнь, и само ваше присутствие – будет для всех источником радости и любви, дверью, через которую к ним приходит Христос. У меня, когда я начинаю молиться, сразу возникют блудные мысли. Надо ли мне продолжать молиться, если я в состоянии полового возбуждения?

1) Продолжать молиться надо.

2) О своем половом возбуждении рассказывать не надо.

3) Надо прочитать заметку "Вредоносные помыслы". Зачем ходить в Храм если там отвлекают от молитвы окружающие разговорами и т.п., дома тишина и никто не мешает общению с Богом?

Прежде всего, храмовое собрание - это собрание евхаристическое, собрание ради единения с Господом, ради участия в святом Таинстве Евхаристии. К сожалению, на сегодняшний день действием антицерковных сил это чувство и понимание верующих во многом затуманилось и исказилось. Когда сегодня иные "заходят в храм чтобы поставить свечку", не помня о Христе, не имея ни понятия о Его Таинствах, ни влечения к ним, в этом проявляется языческое, антихристианское начало. Однако мы видим, что в храме людям открывается дорога ко Христу, и надеемся, что они пойдут по ней, хотя бы кто-то из "заходящих".

Далее, церковное собрание - это собрание общины (прихода), т.е. группы людей, соединенных многими личными и социальными связями, связями дружбы и любви. "Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них" (Мф. 18:20). Люди приходят в храм одновременно и ко Христу, и друг ко другу: недаром любовь к Богу и к ближнему неразделимы (Мф. 22:37-39, 1Ин. 4:20-21). Опять же эти связи во многом разрушены, и опять же есть надежда, что доброй волей людей с Божией помощью они восстановятся.

А практически - просто нужна здравая мера. Когда-то пойдете в церковь, когда-то помолитесь дома. Недавно в проповеди одного священника прозвучало, что молебен заказывать нет смысла, тем более если сам не присутствуешь во время молебна. Так ли это? Ведь и многие монастыри принимают записки на молебны чтимым иконам или святым на месяц, полгода и т.д.

Вопрос это тонкий, связанный с проникновением языческого, идолопоклоннического мировозрения в церковную среду.

Заметим для начала: разве может быть "молебен иконе"? Икона - это доска и краски; служить ей "молебен" - прямое язычество. Молебен служится Господу Богу, а также кому-либо из Его святых. А мы уже и не замечаем разницы...

Подумаем: что значит "заказывать молебен"? Мы что, покупаем что-нибудь? Или даем кому-то "доверенность на молитву", как в зарубежных карикатурах? И много ли смысла в такой "молитве", когда совершенно незнакомые люди заняты только тем, что пробегают глазами сотни листков с незнакомыми именами?

А происходит это потому, что молебен по своему существу - не общее богослужение, а треба - то есть частная служба, совершаемая по личной просьбе (требованию) кого-то из прихожан. Это с абсолютной ясностью видно из текста Требника, где приведены чины различных молебнов. Но на сегодняшний день в силу многих причин эта треба превратилась в совсем другую службу, которую мы называем "общим молебном". Хорошо это или плохо - другой вопрос, но факт налицо.

Мы не можем (или не хотим) отказывать верующим в совершении таких служб; но вполне обоснованно желание священников ограничить их, снизить их "популярность", показать верующим преимущество уставных служб, прежде всего Божественной Литургии, над весьма сомнительными общими молебнами. Мне бывает очень досадно, когда люди "заходят в храм, чтобы поставить свечку". Много ли от этого проку? Становятся ли они от этого лучше, ближе ко Христу? - Очень сомневаюсь...

Ваше сомнение вполне обосновано, но превращать его в повод для изгнания "захожан" из храма не следует. Надо уметь объяснить им, каков смысл в горящей свече: почему мы зажигаем ее? Вот что отвечает на этот вопрос свт. Николай Велимирович (+1956), современный святой Сербской церкви:

Во-первых, наша вера – свет. "Аз есмь свет миру", — говорит Спаситель. Свеча и лампада напоминают нам о том свете, которым Христос просвещает нашу душу.

Во-вторых, это свидетельство о яркости души того, перед чьей святою иконою горит свеча. Святых мы называем сынами света.

В-третьих, это обличение наших темных дел, злых помыслов и желаний, и наставление на путь евангельского света. "Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех", - говорит Спаситель.

В-четвертых, это наша скромная жертва Богу, Который отдал Себя в жертву за нас, наш минимальный знак любви и благодарности Тому, Кого мы молим о жизни, здравии, спасении, обо всем том, на что способна Его бескрайняя небесная любовь.

В-пятых, это защита от тех сил зла, которые по временам нападают на нас во время молитвы и уводят наши мысли прочь от Творца: зло любит тьму и боится света.

В-шестых, это призыв к самоотверженности. Как, подчиняясь нашей воле, сгорает масло и воск, так и наша душа должна гореть любовью к Спасителю, подчиняясь Ему на всех поворотах судьбы.

В-седьмых, это урок для нас: как свеча и лампада не зажигаются сами по себе, так и сердце, лампада нашей души, не загорится без святого огня Божией благодати… Наши добродетели и достижения — это горючее, но зажечь его способен только небесный огонь. В моей жизни наступил такой момент, что я резко поменялась, меня начали раздражать счастливые люди, я стала очень злой, мне стало доставлять удовольствие, когда кому то плохо, я стала всем желать смерти. Сходила в церковь и поставила свечку за семью, стала молиться, но ничего не выходит... Как мне избавиться от этого чувства?

К сожалению, в вашем состоянии нет ничего удивительного, если ваше общение с Церковью ограничилось зажиганием свечки. Чтобы дать вам возможность избавиться от скорби и греха, выйти к свету и миру, в Церкви существует Таинство Исповеди. К нему-то вам и следует приступить без промедления, пока не поздно. Исповедь регулярно происходит во всех храмах. Не откладывайте! Подскажите, почему женщина в храме обязательно должна покрывать голову платком? Где в Библии сказано о фасонах головных уборов? То же самое хочу узнать о брюках, ведь они женского покроя.

Нечто похожее произошло в райском саду (Быт.3:1-3): «...Подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним». Змей начинает с обмана: "ни от какого дерева" - и Ева откликается обманом: "не прикасайтесь"...

Женщины покрывают голову в храме (тем или иным головным убором) на основании древнейшей и непрерывной традиции (разумеется, еще до-христианской, укорененной в супружеской близости) - и из уважения к прямым словам Св. Писания Нового Завета, 1Кор.11:3-15.

Что же до платков, а также юбок, брюк и других фасонов одежды, то их в равной мере ни Св. Писание, ни церковное Предание, не касается. (В евангельские времена, как и гораздо позже, брюк не носили ни мужчины, ни женщины цивилизованных стран). - Всё это относится к области текущих обычаев, следование или не-следование которым определяется обстановкой и здравым смыслом.

К сожалению, приходится нередко наблюдать, как обычай приобретает самодовлеющее значение и становится орудием в руках сатаны, которым он отторгает людей от Христа. Скажите пожалуйста, можно ли приходить на исповедь и причастие в брюках, у меня совсем нет другой одежды, а старушки ругают.

Придется потерпеть старушкинскую ругань... Воспримите это как дополнительное испытание на своем христианском пути. Но не забудьте упомянуть о ваших сомнениях священнику на исповеди, это вам поможет.

Я не уверена, что встретившись на пороге с грубым упреком или навязчивыми указаниями, я нашла бы в себе силы войти в храм. Многие и правда не находят. А ведь решение прийти в церковь у новичков зачастую и так появляется не сразу, дается не просто. Как же им помочь? Чем поддержать? Есть ли средство против "злых старушек"?

Две тысячи лет назад, когда Спаситель ходил по нашей земле, простой кусок хлеба был самой существенной помощью для человека. «Вы дайте им есть!» – говорил Христос Своим ученикам, совершая чудо умножения хлебов.

Те же самые слова обращает Он к нам и сегодня, совершая чудо, необходимое нам в первую очередь в нашей сегодняшней жизни: чудо умножения любви, приветливости, внимания и гостеприимства. Господь вложил в ваше сердце заботу о людях, приходящих в Церковь? – благодарите Его и дайте ход вашему доброму намерению.

По благословению священника размножьте в типографии или на копировальной машине ваши любимые миссионерские проповеди, сведения о вашем храме, о богослужении, текст Божественной Литургии, наиболее важные молитвы. Принесите несколько простых платков и юбок-фартуков. Встаньте возле входа в храм или у свечного прилавка, где чаще всего разворачиваются драматические сцены с участием «злых старушек». Смело и уверенно перехватывайте инициативу, чтобы люди ясно чувствовали: здесь хозяин Христос, а не бесовские силы…

Как защитить приходящих в храм от людского зла, черствости и невежества, чем их поддержать? – Вашей собственной заботой и любовью. У нас в свечном ящике утверждают, что записки (сорокоусты, панихиды и т.д.) нужно подавать сразу в семь разных храмов, иначе они до Бога не доходят. Если это правда, то какой в этом христианский смысл?

Главный христианский смысл состоит в том, что вашему настоятелю надо сделать бич из веревок и, подобно Господу Иисусу Христу (см. Ин.13:15), выгнать из храма тех, кто в свечном ящике открыл особое антихристианское училище.

Дополнительный христианский смысл вы найдете в заметке этого раздела "Полсотни за кирпичик". В молодости я сделала несколько абортов, теперь начинаю осознавать, какое преступление совершила. Пришла в церковь посоветоваться, а женщина за свечным ящиком велела читать сорок дней покаянный акафист для жен, загубивших ребенка во чреве, и еще купить сорок крестиков и раздавать их на крещение младенцев. Действительно ли это странное правило сможет помочь избавиться от душевной боли?

Аборт – тяжелый и прискорбный грех, но он в прошлом. А вот в настоящем у вас другой грех: доверчивость, наивность, суеверная склонность слушать всякий вздор, который вливают вам в уши «женщины за свечным ящиком». Принесите покаяние на исповеди в том и другом грехе – и начинайте тем самым вашу христианскую жизнь. Это и будет вам избавление от душевной боли. На православной выставке мне сказали, что надо "записать на кирпичики" имена моих родных и близких, по 50 рублей за кирпичик, чтобы у них было все в порядке. Тут же предложили ночную псалтирь по более скромной цене. А какой-то вроде бы монах велел мне заказывать у него сорокоусты не считаясь с расходами, потому что сильнее этого ничего нет. Я в растерянности - не знаю, что всё это значит...

...Финансируя оборотней в рясах, проходимцев и самосвятов, пусть даже под благовидными предлогами молитвенного поминовения и пожертвований "на благое дело", вы берете на себя ответственность за распространение лжи, за уничтожение веры, за поругание Церкви и Христа.

Далее: --> "Кирпичики" духовной разрухи Я живу рядом с храмом, про который все говорят, что он "нехороший", что там колдуны и ведьмы, ходят туда, чтобы людям нехорошее что-то сделать. Никто толком ничего не говорит, но все его стороной обходят. Разве может быть храм "нехорошим", и разве может быть в церкви что-то плохое?

Храм, каким бы он с виду не был, в самом деле может быть "нехорошим", если под маской Православия там угнездилась какая-то раскольническая или самосвятская секта: в свободном государстве такие гадости, к сожалению, неизбежны...

Как правило, секту несложно отличить от Церкви: там будут "иконы" своеобразных лиц ("отрока Славика", "старца Григория", Сталина и Берии), там не будут поминать имен правящего архиерея и Патриарха. Если же у вас остаются сомнения, позвоните или зайдите в ваше Епархиальное управление и наведите справку. "Пирамида со всевидящим оком" - это масонский или христианский символ? Чем объясняется присутствие этого символа в храмах, например в Казанском соборе в Санкт-Петербурге? Должны ли христиане молиться в храмах с масонской символикой?

Вы исходите из ошибочного взгляда на символику, взгляда, основанного не на христианском, а на языческом, идолопоклонническом мировоззрении. Мы не боимся картинок, не поклоняемся им, не служим им: они служат нам.

Другое дело, что некоторые изображения в силу исторических причин приобретают особый смысл, так что меняется их восприятие людьми. Типичный пример - свастика. Это древний символ, распространенный, как и крест, в различных религиозных культурах. Но с тех пор, как германские нацисты сделали ее своей эмблемой, нормальные люди, естественно, сторонятся свастики - а наследники Гитлера, наоборот, малюют ее на заборах... Но это весьма редкое исключение.

Так что если вы видите ту же самую эмблему на фронтоне православного храма и на долларовой бумажке - не надо нервничать. Ведь и кресты тоже были изображены на крыльях фашистских самолетов... Можно ли найти такую книгу, где рассказано как проводится служба, какие молитвы читаются и в какой очерёдности, в какие праздинки, чтобы иметь ее с собой в храме на богослужении?

Идея очень верная! Обязательно надо стремиться узнать и понять церковную службу, следить за ней по доступным книгам.

К счастью, таких книг для мирян с изложением и объяснением богослужений издано очень много. Есть и отдельные брошюры, и молитвословы, и специальные руководства: выбирайте, что вам понравится. Освоив основные понятия и немного познакомившись с богослужением, обзаведитесь каким-либо учебным пособием по Литургике для православных учебных заведений и углубляйте свои знания. Те из вас, кто имеет хотя бы элементарный музыкальный дар, обязательно приобретите начальное руководство по церковному пению и овладевайте музыкальной стороной богослужения.

Но необходимо предупреждение, по крайней мере для начинающих: избегайте руководств и пособий дореволюционного издания. Помимо технических и методических особенностей, надо учесть, что они написаны для людей, с детства привыкших к церковной службе, как говорится, впитавших ее с молоком матери... Для сравнения подумайте, насколько отличаются задачи написать книгу о компьютерах для современных детей, или для тех, кто в жизни его не видел! Я недавно похоронила отца, он был очень добрым и о

Просмотров: 415 | Добавил: frouter | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz